Дорожной технике готовят господдержку
Производители строительно-дорожной и коммунальной техники в 2019 году могут получить господдержку на сумму более 2 млрд рублей. Соответствующий проект постановления правительства разработал Минпромторг. Если программа станет долгосрочной, то за пять лет позволит увеличить объем выпуска отечественной техники более чем в полтора раза, а долю импортной — европейской, американской, китайской, которая сейчас составляет около 80%, существенно снизить. Впрочем, быстро и качественно дорогу первой категории с использованием исключительно российской техники пока построить невозможно, говорят эксперты.
Проект постановления предусматривает, что машиностроительные предприятия будут предоставлять покупателям скидку от 15% по договорам продажи строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и прицепной техники. Она будет компенсирована производителям из госказны, сообщил представитель Минпромторга. На эти цели необходимо 2,1 млрд рублей из федерального бюджета. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус сказал «Известиям», что сейчас предложение и механизмы его реализации обсуждаются в правительстве, «наряду с другими мерами поддержки машиностроительной отрасли».
Базовая скидка, которую машиностроительные заводы будут предоставлять покупателям техники в рамках программы, составит 15%.Продажи отечественной строительно-дорожной техники по итогам 2018 года выросли на 31%, до 38,6 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Росспецмаше. Импорт увеличился на 19,7% и составил около 150 млрд рублей. Новую программу в ассоциации поддерживают. Но обращают внимание, что конечными выгодоприобретателями являются покупатели.
В плане поддержки отечественных машиностроителей программа будет наиболее эффективна в секторе коммунальной техники, а дорожно-строительные машины пока не дотягивают по качеству, считают эксперты. Быстро и качественно автодорогу первой категории с использованием исключительно российской техники построить невозможно.
Импортозамещение в отрасли началось еще до 2014 года. Закупка российской техники велась преимущественно компаниями с госучастием, хотя она и там не превышала 30%. Для частных предприятий важна не только цена, но и экономичность, производительность, удобство, оперативная поставка запчастей и масса других факторов.
Ценовой фактор не является определяющим при покупке сложной техники. Отечественные машины, к сожалению, пока не дотягивают до импортных по техническим характеристикам и надежности.